Когда менять масло в коробке автомат?

Автовладельцы не всегда знают, когда менять масло в автоматической коробке передач. Собственники транспортных средств полагают, что это делается через 150 000 проезженных километров.

Другие уверены, что оно вообще не подлежит замене. Но трансмиссионная жидкость является главной составляющей в коробке автомат любого транспортного средства.

Поэтому долив в коробку и замена на новое масло обязательно и через очень короткое время.

Когда менять масло в коробке автомат?

Рекомендации производителей

Многие компании, выпускающие АКПП, не советуют менять смазывающее средство. Производители аргументируют это лишними затратами.

Так как трансмиссионную жидкость, залитую на заводе, как утверждают производители, можно не менять до истечения срока службы коробки автомата. Например, как на Mersedes Benz с пятиступенчатой АКПП.

Другие же компании пишут, что периодичность замены масла зависит от окружающей среды в которой эксплуатируется автомобиль.

Опытные автовладельцы считают, что стоит менять масло в автомате после проезда шестидесяти тысяч километров.

В следующей таблице от производителей АКПП, показана периодичность замены масла для разных условий среды эксплуатирования транспорта:

Условия эксплуатации Километраж Год изготовления автомобиля
Тяжелые, на севере, в странах с жарким летом и морозной зимой, города с сырым климатом, холодные и резкие старты (территория РФ) 40 000 – 60 000 До 2000
Аналогичные первому (территория РФ) 80 000 После 2000
Умеренный климат, ровные дороги, езда в мегаполисе, проселочные дороги, без холодных и резких стартов, аккуратная езда От 50 000 до 80 000 До 2000
Аналогично предыдущему 120 000* После 2000

*Например, те же производители Mersedes Benz рекомендует заменять масло после 125 000 километров проезда для автомашин выпущенных компанией после 2000 года.

Для чего нужно соблюдение интервала между первой заменой масла и последующими

Как часто будет проходить замена зависит от проезженных километров машиной и условий. Поэтому для каждого района сроки замены варьируются от километража, а также нужно отталкиваться от временного интервала.

  • Опытные автовладельцы и механики советуют менять масло в коробке автомат, когда машина поставлена на ремонт или техническое обслуживание автомобиля.
  • При каких условиях рекомендуется частая замена масла:
  • высокие нагрузки на АКПП при низком уровне масла. Бывает, когда автомобилем пользуются двое или более человек и халатно относятся к не своему транспортному средству;
  • частые поездки по проселочным дорогам без асфальта и по грязи;
  • городские пробки, которые создают рваный ритм езды: каждые десять секунд – стоп, каждые пять секунд – старт;
  • пробуксовки на льду или в песке;
  • сильные низкие или высокие температуры. Масло не успевает прогреваться или, наоборот, сильно нагревается. Оно быстро теряет свойства, заложенные производителем.

Если вовремя не заменять смазывающее средство в коробке автомат, автовладелец испытает проблемы и поломки в гидравлической системе АКПП, автомат будет толкаться и пинаться, неправильно переключать скорости.

Гидравлическая система

Если не заменить трансмиссионную жидкость в коробке, то первой из строя выходит гидравлическая система. Новое масло имеет густую консистенцию. Оно снабжено различными присадками, которые положительно влияют на механические детали коробки.

После истечения срока службы масло превращается в обычную жидкость, которая:

  • не создает давления в узлах АКПП;
  • не смазывает должным образом механические элементы;
  • приносит с собой элементы износа механики, негативно влияющие на мелкие и слабые узлы АКПП.

Замена масла в АКПП Mitsubishi Lancer 9 своими руками

Инородный мусор и пыль

Частицы от износа металлических деталей попадают в циркулирующее смазывающее средство и разносятся в по всей коробке автомат. Это и металлическая пыль, и мелкие инородные частицы. Они забивают масляный фильтр.

Когда менять масло в коробке автомат?

Рекомендуется не допускать сильного загрязнения фильтра и с фильтрующим элементом заменить масло в коробке автомат. Если не поменять масло, то произойдет блокировка крутящихся частей автомата.

Блокировка

При редкой замене масла в АКПП происходит следующее:

  • блокировка клапанов. Она влияет на медлительность в переключении передач или, наоборот, перескакивание через одну ступень;
  • блокировка главного фильтра. При заполнении металлической сетки, из которой состоит фильтр, мусором и металлической пылью, масло перестанет поступать в коробку. Перегрев и полная неремонтнопригодность коробки автомат являются следствием его блокировки.

Цепная реакция

Выработанное масло в автоматической коробке передач и забившийся фильтр приносят недостаток давления, перегрев некоторых частей. Автомат не выдержит несколько десятков километров, не говоря уже о тысячах км.

Если не заменить смазывающее средство, муфты коробки автомат будут использоваться частично. Сцепление будет проскальзывать. Жидкость проведет через фильтр гораздо больше мусора и металлической пыли. Он забьется.

Тонкости интервала замены смазывающего средства

Посоветовать точный интервал замены не могут опытные автовладельцы. Так как для разных коробок автомат производителем указывается различный интервал ТО. Разберемся, когда и как менять масло в АКПП.

Замена масла в АКПП Hyundai Accent

Общие принципы

Обычно производитель указывает интервал замены масла в АКПП. Если автолюбитель не может отыскать информацию, то рекомендуется придерживаться стандартных временных отрезков, которыми пользуются все хозяева автомашин. В эти отрезки укладываются следующие признаки:

  • долив смазывающего средства через 20 тысяч километров. Автовладелец увидит насколько загрязнено смазывающее средство в АКПП при просмотре уровня;
  • автомат начал стучать или пинаться. Первым делом отметить прозрачность и качество;
  • ТО. В это время следует уделить внимание визуальному определению состояния масла в коробке автомат.

В таблице в блоке рекомендаций от производителей указаны более конкретные данные, которыми следует пользоваться даже, если АКПП новая и автомашина не требует заезда на СТО.

Как такого конкретного регламента, который подходил бы к каждой автоматической коробке переключения скоростей, не существует. Поэтому автовладелец должен сам понимать на каком пробеге ему следует поменять масло в АКПП.

Стоит ли ставить новый фильтр

Со смазывающим средством в коробке автомат меняется и фильтр. Поставить новый следует обязательно. Фильтр имеет свойство загрязняться частицами износа механических деталей. Если не поставить новый фильтр, то смысла от того, что автовладелец заменил трансмиссионную жидкость нет. Она в ближайшее время загрязнится от этого фильтрующего элемента.

Когда менять масло в коробке автомат?

Поэтому рекомендуется ставить новый фильтрующий элемент во время полной замены смазывающего средства в АКПП. Обычно после проезда 60 тысяч километров.

Какую ATF заливать

Если со временем, когда автовладельцу стоит заменить масло в автоматической коробке передаче разобрались, то хозяевам транспортных средств интересен вопрос, какую ATF лить.

Многие считают, что достаточно будет любой трансмиссионной жидкости, даже самой дешевой. Однако, опытные автовладельцы доказали, что надо заливать средство от оригинального производителя. Новое средство смешивается со старым и часто некачественная жидкость приводит к быстрой поломке аппарата.

Полная и частичная замена масла в АКПП своими руками

Когда менять масло в коробке автомат?

Поэтому, чтобы заменить жидкость в коробке автомат, желательно купить фирменное трансмиссионное средство в специализированных магазинах. Когда же автовладелец решил перебрать АКПП, следует поменять масло на более качественное, если он считает, что производитель использовал более дешевый продукт.

Замена смазывающего средства в коробке автомат может быть полной и частичной. Последняя делается, когда автовладельцу необходимо просто долить жидкость, чтобы автомат «дожил» еще 20 тысяч километров до полной замены, без глобальных повреждений механических частей.

Пошаговая инструкция по частичной замене

Для того, чтобы частично заменить жидкость необходимо подготовить следующие элементы:

  • тару с мерками, чтобы понять какое количество было слито;
  • новое смазывающее средство;
  • воронку.

Частичная замена проходит следующим образом:

  1. Загнать автомашину на эстокаду.
  2. Двигатель оставить включенным и прогнать кулису коробки передач по всем скоростям, зажимая педаль тормоза.
  3. Отключить мотор.
  4. Снять пробку для слива средства на поддоне трансмиссии.
  5. Подставить мерную тару и дождаться, пока масло не стечет в нее полностью.
  6. Закрутить сливную пробку.
  7. По меркам определить количество вытекшего масла и, вставив воронку в заливное отверстие, долить необходимое количество нового смазывающего средства.
  8. Включить двигатель.
  9. Снова прогнать кулису коробки автомат по всем передачам, чтобы два вида жидкости смешались друг с другом.

Определить уровень жидкости можно посредством щупа. Если не хватает смазывающего средства, то долить.

Полная замена

Полностью сменить масло на новое автолюбитель может на СТО, если автовладелец не уверен, что справится сам. Через сколько заменять масло полностью владелец автомашины должен определить сам, руководствуясь вышеописанной схемой.

Предметы, которые будут нужны в процессе полной замены масла в коробке автомат:

  • новое ATF;
  • мерная емкость;
  • резиновая прокладка;
  • герметик;
  • напарник;
  • новый фильтр.

Диагностика и ремонт АКПП Mazda своими руками

Как проходит замена:

  1. Проехать на авто пять километров, чтобы хорошо прогреть автомат.
  2.  Встать на эстокаду.
  3. Снять пробку для слива и подставить емкость под поддон.
  4. Выждать некоторое время, пока не сольется все масло.
  5. Снять винты с поддона и аккуратно убрать его в сторону. В нем может быть дополнительные пол-литра грязного масла.
  6. Почистить поддон от налета гари и металлической стружки. Снять старую прокладку и поставить новую. Протереть внутреннюю часть поддона насухо тряпкой, не содержащей ворса.
  7. Поставить новый фильтр.
  8. Силикон нанести на прокладку поддона и прикрутить его к дну автомобиля.
  9. Закрутить пробку и влить новое масло. Его потребуется столько, сколько было слито в мерную емкость.
  10. Снять один шланг охлаждения, который расположен по ходу движения, и вставить его в подготовленную пятилитровую бутылку.
  11. Напарник должен в это время поставить авто на ручник, а кулису передач автомата на нейтральную скорость. Завести мотор. Старое масло, которое продавится вновь залитым, будет слито в бутылку посредством шланга. Сливать надо до тех пор, пока масло не станет светлым. Это значит, что пошло новое. На этом можно остановить дальнейший слив.
  12. Долить столько же, сколько слилось.
  13. Обратно закрутить шланг от охлаждения авто.
  14. Проехать на авто километров пять и проверить уровень. Если нужно – долить.
Читайте также:  Масло в коробку sps6 (6dct470) робот kia/hyundai

Меняйте масло при удобном случае

Не нужно долго думать над тем: менять масло или не менять. Несмотря на пройденные километров автомобилем, а также сколько он стоял в гараже, трансмиссионная жидкость имеет свойство портиться и приходить в негодность от времени. Поэтому опытными автовладельцами рекомендуется тщательно следить за маслом в коробке автомат, и тогда не придется покупать новую через каждые 60 000 км.

Памятка водителя: когда и как самому менять масло в АКПП

Масло в автоматической коробке переключения передач, или ATF, выполняет несколько функций:

  • отводит тепло от нагревающихся деталей,
  • смазывает подшипники,
  • служит рабочим телом для гидравлической системы управления и гидротрансформатора.

АКПП работает нормально, если масло имеет определенные смазывающие свойства и вязкость — например, 2000 мПа при температуре 20°C. ATF не может сохранять свои свойства вечно — его нужно периодически менять. О том, когда и как это делать, расскажем в статье.

Когда менять масло в АКПП

Интервал замены масла прописан в паспорте каждого автомобиля — найдите нужную цифру. В среднем он составляет 80000–90000 км пробега. Производитель устанавливает меньший интервал замены масла для тяжелых условий эксплуатации — например, в случаях, если автомобиль ездит по грунтовой дороге или в местностях с большим количеством пыли: например, в пустынях.

Многие дилеры советуют менять масло в АКПП чаще, чем рекомендовано производителем. Это связано с тем, что интервал слишком большой для российских условий эксплуатации. Если обобщить советы, то чтобы коробка переключения передач работала корректно, нужно менять масло раз в 60000–80000 км пробега.

Проверить состояние масла можно самому. Для этого вытащите щуп — масло должно быть светлым. Если оно слишком темное или имеет неприятный запах гари, отправляйтесь в СТО.

Некоторые проблемы в работе АКПП могут служить признаками низкого уровня масла или старого ATF. Вот самые распространенные из них:

  • Низкое давление масла в магистрали.
  • При переключении передач машина пробуксовывает.
  • На затяжном подъеме на последней скорости АКПП пробуксовывает и переключается на пониженную.
  • Машина не едет — ни назад, ни вперед.
  • Машина не переключается с P или N на любую скорость.
  • При включении любой скорости есть толчок, машина переключается на скорость, но не едет.

У каждой из этих проблем могут быть другие причины. Например, низкое давление масла в магистрали может быть не только из-за низкого уровня масла, но и из-за неисправного клапана сброса в масляном насосе, загрязненных соленоидов или гидроблока. Подробнее о проблемах читайте в нашей статье про смерть коробки.

В паспортах авто Mercedes Benz с пятиступенчатой АКПП серии 722.6 было написано, что масло залито на весь срок службы. Менять рекомендовали только при экстремальных условиях эксплуатации. Сейчас тот же Mercedes Benz рекомендует менять ATF после 125 000 км пробега или один раз в пять лет для семиступенчатой АКПП 722.9.

Как проверить уровень масла в АКПП

Если уровень масла низкий, коробка переключения передач перестанет корректно работать. Тогда надо просто долить недостающее количество ATF. Чтобы проверить его уровень, нужно посмотреть на щуп. Он расположен под капотом авто. Обычно щуп моторного масла желтого цвета, а щуп масла АКПП — красного.  

Уровень ATF проверяют на прогретой коробке. Заведите двигатель, проедьте 10–15 км в положении АКПП «Drive» и припаркуйте машину на ровной поверхности. Затем переведите рычаг селектора в положение P — «Parking» — и дайте двигателю поработать на холостом ходу еще 2–4 минуты.

Не заглушая двигатель, вытащите щуп масла АКПП и протрите его насухо тканью, которая не оставит ниток и ворса. Затем вставьте его обратно в трубку, подержите там 4–5 секунд и вытащите.

На щупе будет две зоны — вам нужна отметка Hot. Уровень масла должен располагаться между максимальной и минимальной насечками, примерно посередине. Если масло выше максимальной отметки зоны Hot, его залито слишком много.

Если ниже — нужно долить ATF.

На некоторых автомобилях уровень масла проверяют по-другому. Например:

  • В автоматических коробках BMW, большинства моделей Volkswagen и Audi уровень виден через смотровое окошко, а щуп отсутствует. Чтобы проверить ATF, понадобится подъемник.
  • АКПП Dodge, Hyundai, Jeep, Mazda, Mitsubishi, некоторых моделей Volkswagen и Audi нужно ставить в положение N.
  • В автомобилях Honda уровень масла АКПП нужно проверять при заглушенном двигателе.

Как менять масло в АКПП

Масло в автоматической коробке переключения передач можно поменять двумя способами: частичным и полным. Частичная замена требует меньше времени и ATF, но при такой процедуре старое масло смешивается с новым, поэтому полученная смесь все равно неидеальна. Полная замена занимает больше времени и сил, но ее точно хватит на 30000–50000 км пробега.

Пошаговая инструкция по частичной замене

Заранее подготовьте все необходимое — новое масло, маленькую воронку и пустую мерную тару для замера количества слитого масла. Затем:

  1. Открутите сливную пробку в картере АКПП — она расположена снизу.

  2. Подставьте под сливную пробку мерную тару и дождитесь, пока масло стечет.

  3. Посмотрите, сколько масла вытекло — нужно будет залить столько же масла, сколько стекло.

  4. Залейте ATF в щуп АКПП при помощи маленькой воронки.

После этого проверьте уровень масла — если его недостаточно, долейте еще. Если переизбыток — слейте лишнее через сливную пробку.

Пошаговая инструкция по полной замене

Подготовьте все необходимое:

  • новое масло, пустую мерную тару и воронку;
  • прокладку поддона АКПП и герметик;
  • уплотнительное кольцо сливной пробки;
  • кисточку, емкость для промывки деталей, ацетон и бензин;
  • фильтр АКПП, если вы хотите его поменять;
  • головки для снятия болтов — для разных авто нужны разные размеры.

Также вам понадобится помощник, чтобы завести автомобиль после долива масла. Перед процедурой желательно проехать на машине 5–10 км, чтобы прогреть ATF.

Шаг 1. Сливаем масло.

Поставьте машину на яму, на ручник, переведите селектор в нейтральное положение. Открутите сливную пробку и подставьте емкость, подождите, пока масло сольется.

Затем открутите болты, на которых держится поддон, и сорвите его с герметика. Будьте осторожны — в поддоне останется масло, при неосторожном движении вы можете вылить его на себя. Это ATF тоже вылейте в мерную тару.

Затем снимите фильтр — из-под него тоже потечет масло, соберите его в тару.

Надо ли менять масло в автомате. Экспертиза «За рулем»

В любой АКП надо систематически менять масло — «За рулем» доказал это лабораторной работой. Чтобы выяснить, насколько быстро деградирует трансмиссионное масло в условиях обычной эксплуатации, на экспертизу отправились пробы, взятые из автоматических коробок редакционных автомобилей Nissan Almera (пробег — 120 000 км) и Datsun mi-DO (65 000 км).

Еще десять-пятнадцать лет назад в соответствии с регламентами почти всех автопроизводителей замена масла в автоматах была обязательной. А сегодня производители заявляют, что в этом нет нужды и залитой жидкости хватает на весь срок службы агрегата. Неужели столь существенно изменились конструкция автоматических коробок и состав масел?

Материалы по теме

Давайте внимательно почитаем регламенты технического обслуживания. Многие автомобильные компании оговаривают, что при эксплуатации в тяжелых режимах масло в автомате всё же нужно менять. К примеру, Toyota установила интервал замены 60 000 км.

А ведь частая езда по пробкам тоже относится к весьма тяжелому режиму! Подобные рекомендации дают и фирмы-производители автоматических коробок. Они призывают менять масло в обязательном порядке и иногда даже с более короткими интервалами.

Выходит, сегодня автогиганты лишь иначе расставляют акценты, но суть проблемы не изменилась.

Современные автоматы далеко ушли от своих предков двадцатилетней давности, однако их принципиальная конструкция осталась прежней. Более того, автоматы стали более прихотливыми и требовательными к качеству масла.

Химическая промышленность тоже не стоит на месте, но вечные технические жидкости существуют только в фантастических рассказах. Однозначный вывод из всего вышесказанного: периодически менять масло в автомате необходимо.

Основные элементы, подверженные наибольшему износу в любой автоматической коробке, - это фрикционы. Они работают в муфтах управления планетарными рядами и блокировки гидротрансформатора. Продукты их износа накапливаются в гидросистеме и могут забить каналы гидроблока и соленоиды. Клапаны очень тяжело поддаются промывке, гидроблок прочистить проще.Основные элементы, подверженные наибольшему износу в любой автоматической коробке, - это фрикционы. Они работают в муфтах управления планетарными рядами и блокировки гидротрансформатора. Продукты их износа накапливаются в гидросистеме и могут забить каналы гидроблока и соленоиды. Клапаны очень тяжело поддаются промывке, гидроблок прочистить проще. В современных автоматах гидротрансформатор блокируется раньше и чаще. Есть много режимов, в которых фрикционы в его муфте зажаты не полностью, а находятся в состоянии частичной пробуксовки (блокировки). Такие нововведения предъявляют особые требования к качеству масла. Оно должно создавать определенный тепловой баланс и условия смазки в этих пáрах трения. Экономия на хорошем масле приводит к повышенному износу фрикционов, продукты которого быстрее убивают остальные элементы автомата.В современных автоматах гидротрансформатор блокируется раньше и чаще. Есть много режимов, в которых фрикционы в его муфте зажаты не полностью, а находятся в состоянии частичной пробуксовки (блокировки). Такие нововведения предъявляют особые требования к качеству масла. Оно должно создавать определенный тепловой баланс и условия смазки в этих пáрах трения. Экономия на хорошем масле приводит к повышенному износу фрикционов, продукты которого быстрее убивают остальные элементы автомата.

На своем опыте

Чтобы наглядно продемонстрировать, насколько быстро деградирует трансмиссионное масло в условиях обычной эксплуатации, мы отправили на экспертизу пробы, взятые из автоматических коробок редакционных автомобилей Nissan Almera и Datsun mi-DO.

На Ниссане установлен французский 4-ступенчатый автомат DP2, ­а на Датсуне — японская 4-ступенчатая коробка Jatco JF414E. В обеих машинах было залито заводское масло, которое ни разу не менялось.

Читайте также:  Сколько литров масла нужно заливать в двигатель рено дастер 2.0

Материалы по теме

Пробег Алмеры на момент забора пробы составил 120 000 км, а Датсуна — 65 000 км. За исключением высоких нагрузок в ходе марафона «60 часов „За рулем“», всю свою жизнь обе машины провели в условиях обычной городской езды: дом — работа — магазин — дом.

Пробы масла мы отправили на экспертизу в независимую испытательную лабораторию МАДИ-ХИМ.

После исследования, включающего определение кинематической вязкости масла, а также его кислотного и щелочного чисел, в лаборатории сделали однозначные выводы.

Специалисты отметили общие признаки ухудшения состояния и эксплуатационных свойств масел: обнаружено большое количество продуктов износа (содержание железа) и снижение моющей способности.

Вердикт для обеих машин один: требуется замена.

При этом у масла из автомата Алмеры (Elf Renaultmatic D3 Syn) состояние гораздо хуже, чем у взятого из коробки передач Датсуна (заливали Genuine GM EJ‑1), хотя внешний вид этих жидкостей говорит об обратном.

Масло Elf прошло 120 000 км, но имеет светлый цвет и обычный запах, а Genuine GM с пробегом 65 000 км — откровенно черное. Однако результаты экспертизы еще раз доказали, что ориентироваться только на внешний вид масла нельзя.

Вязкость масла Elf упала примерно на 30%, что говорит о значительной деградации присадки—загустителя, - состояние жидкости ужасное. По оценке специалистов, при езде с таким маслом обычно возникают толчки при переключении передач.

Наша Almera пока не брыкается, но другая такая же машина со схожим пробегом уже может выказывать неудовольствие заметными тычками при переключениях.

Масло Genuine GM показало высокую стабильность вязкостных показателей и в целом имеет гораздо лучшее состояние и эксплуатационные свойства, чем Elf. Однако оно тоже подустало и требует замены, хотя пробег машины вдвое меньше.

Результаты экспертизы однозначно подтвердили теоретические выкладки: вечного масла не бывает, даже самое дорогое со временем требует замены. Вспомните, как давно вы меняли масло в автомате своей машины. Не пора ли его обновить?

На этой установке определяются щелочное и кислотное числа трансмиссионного масла. По этим параметрам оценивают степень окисления (старения) противозадирного пакета присадок.На этой установке определяются щелочное и кислотное числа трансмиссионного масла. По этим параметрам оценивают степень окисления (старения) противозадирного пакета присадок. Вискозиметр измеряет кинематическую вязкость масла при различных температурах. В данном случае — при 40 градусах. По степени снижения вязкости судят, к примеру, о деградации присадки-загустителя.Вискозиметр измеряет кинематическую вязкость масла при различных температурах. В данном случае — при 40 градусах. По степени снижения вязкости судят, к примеру, о деградации присадки-загустителя.

Применение и противопоказания

Пример подбора масла-заменителя, максимально приближенного к оригинальному. Для автоматов Mercedes-Benz вместо заводской жидкости можно купить, например, один из двух продуктов фирмы Motul — жидкость ATF 236.14 или ATF 236.15. На их этикетках указаны одобрения только этого автопроизводителя с соответствующими фирменными кодами. Значит, владелец Мерседеса может безбоязненно лить такое масло в коробку своей машины.Пример подбора масла-заменителя, максимально приближенного к оригинальному. Для автоматов Mercedes-Benz вместо заводской жидкости можно купить, например, один из двух продуктов фирмы Motul — жидкость ATF 236.14 или ATF 236.15. На их этикетках указаны одобрения только этого автопроизводителя с соответствующими фирменными кодами. Значит, владелец Мерседеса может безбоязненно лить такое масло в коробку своей машины.

Как ни странно, случается, что замена масла пагубно влияет на работу автоматической коробки. Ее детали даже при эксплуатации в щадящем режиме подвержены неизбежному износу (в основном это касается фрикционов), и со временем продукты износа равномерно осаждаются на внутренних поверхностях всей гидросистемы автомата. Свежезалитое масло имеет более выраженные моющие свойства, чем старое, поэтому оно активно смывает часть отложений и может перенести значительный их объем в гидроблок и его соленоиды, вызвав засорения. Как следствие возможны рывки и задержки при переключении передач.

Такая опасность угрожает, в основном, коробкам с очень большими пробегами, в которых ни разу не обновляли масло. А также коробкам, которые уже имеют неисправности, пока серьезно не сказывающиеся на их работе.

В обоих случаях в гидросистеме накапливается критическая масса продуктов износа. Однако риск усугубить состояние автомата после замены масла можно минимизировать, ведь его можно обновлять несколькими способами.

Самый безопасный — это частичная щадящая замена масла без снятия поддона и обновления фильтра. Обычно из картера коробки можно слить лишь половину заправочного объема жидкости (у современных автоматов полный объем составляет около 10 литров).

Из картера сливают два-три литра и доливают новое масло до нормального уровня. Примерно через 1000 км операцию повторяют. Такой вариант подойдет тем, кто купил машину с пробегом более 100 000 км, но не имеет сведений о том, менялось ли прежде масло в коробке и как эксплуатировался автомобиль.

Этот метод предпочтителен и когда есть серьезные подозрения в плохом состоянии автомата — если масло имеет не только черный цвет, но и характерный горелый запах. Каждый этап щадящей замены обойдется примерно в 1000 рублей.

А полное обновление масла за несколько итераций, включая стоимость самогó масла, облегчит кошелек примерно на 6000 рублей.

Наиболее распространенный вариант — обычная частичная замена масла. Она подходит при плановом обновлении жидкости, когда нет сомнений в исправности автомата.

Из картера сливают весь объем масла (со снятием поддона) и меняют фильтр. Таким образом обновляют около пяти литров жидкости. За работу возьмут примерно 2000 рублей.

В идеале частичную замену желательно провести после двух щадящих — тогда масло полностью обновится и автомат прослужит дольше.

Материалы по теме

Третий способ — полная замена масла с использованием установки, которую подключают к магистралям гидросистемы автомата. Такая установка вытесняет под давлением старую жидкость и замещает ее новой, - в коробке обновляется всё масло за один присест. Правда, для замены понадобится дополнительно литр-другой к рекомендованному заправочному объему.

За работу с подключением установки и заменой фильтра заплáтите примерно 3000 рублей. Этот способ может быть стрессовым для гидросистемы автомата: присутствует риск засорения гидроблока и соленоидов. Поэтому в общей массе он подходит для автомобилей, которым заменяют масло при пробегах до 100 000 км.

Но сервисные технологии не стоят на месте — безопасность полной замены с помощью установки можно повысить и на пробегах далеко за 100 000 км. При выборе исполнителя отдавайте предпочтение соответствующим программам от крупных производителей масел и автохимии.

Они подразумевают партнерство с авторизованными сервисами, оснащенными современным и эффективным оборудованием, обучение персонала и входную диагностику коробки, а также ответственность за выполненную работу. Такой подход существенно снижает риск засорения гидроблока и соленоидов при замене масла.

Как минимум вас предупредят о подводных камнях, если диагностика выявит существенный износ агрегата и полная замена не сможет дать желаемого результата.

Процесс обновления масла в автомате хорошо виден через прозрачные трубки автоматической установки АТМ-2 MotulEvo. Грязную темную жидкость, выходящую из коробки под давлением, сменяет чистая и прозрачная. Такую станцию используют также ремонтники, чтобы проверить у восстановленного автомата пропускную способность системы охлаждения.

Процесс обновления масла в автомате хорошо виден через прозрачные трубки автоматической установки АТМ-2 MotulEvo. Грязную темную жидкость, выходящую из коробки под давлением, сменяет чистая и прозрачная. Такую станцию используют также ремонтники, чтобы проверить у восстановленного автомата пропускную способность системы охлаждения.

Производители автоматов и фирмы, занимающиеся профессиональным ремонтом, рекомендуют одинаковые интервалы замены. С ними солидарны и автоконцерны (речь идет о тех случаях, когда машины эксплуатируются в тяжелых условиях).

При щадящей эксплуатации достаточно частичной смены масла с заменой фильтра на 80 000–100 000 км пробега. Далее следует обновлять жидкость через каждые 40 000–50 000 км, причем снимать поддон и менять фильтр можно уже через раз.

В тяжелых условиях первую частичную замену надо проводить раньше — на 60 000 км, а дальше полностью соблюдать те же условия, что и при щадящей эксплуатации.

Группа крови

Материалы по теме

На рынке представлено много заменителей оригинальных масел. Их главная особенность — соответствие общим требованиям и спецификациям, которые иногда далеки от заводских параметров для конкретных автоматов.

Например, у некоторых заменителей с дешевыми основой и пакетом присадок изменения объема при нагреве и охлаждении аж вдвое больше, чем у оригинальных масел.

Значительное превышение уровня жидкости в жару не так страшно, как его снижение при отрицательных температурах, чреватое масляным голоданием.

При покупке масла-заменителя лучше ориентироваться на бренды с мировым именем и не соблазняться более низкой ценой по сравнению с оригинальным продуктом.

Дополнительная подстраховка — выбор жидкости, соответствующей конкретному стандарту (например, Dexron III или Dexron IV), вместо универсальной. В идеале лучше приобретать заменители, максимально приближенные к оригинальному маслу.

Это жидкости, которые разработаны только под определенные спецификации конкретного производителя автомобилей или коробок.

Однако иногда следует заливать строго оригинальное масло. Особенно это важно для автоматов последних поколений, которые очень чувствительны к составу присадок. Хватает примеров, когда при использовании даже качественного масла-заменителя появляются посторонние звуки при переключениях передач и прочие шумы. К примеру, такое бывает с 6-ступенчатыми коробками ZF.

* * * 

Особое питание

Периодическая замена масла продлевает срок службы автоматической коробки, а порою и решает некоторые проблемы в ее работе.

Например, если детали коробки не имеют механических повреждений, но продукты возрастного износа засорили гидроблок и соленоиды, став причиной рывков при переключениях, новая жидкость вполне способна вымыть эти строптивые частицы.

Подобный трюк иногда используют автопроизводители, выпуская сервисные бюллетени по устранению определенных проблем в работе автомата (например, посторонних шумов). Они предписывают замену заводского масла другим, с измененными характеристиками. Но если автомат уже сильно изношен, обновление масла лишь ненадолго отсрочит капитальный ремонт.

При каком пробеге меняется масло в АКПП

Автоматическая коробка передач является сложным в техническом плане и дорогостоящим агрегатом. При этом сами производители заявляют о надежности АКПП и достаточно большом ресурсе данной трансмиссии.

Однако важно понимать, что максимальное увеличение срока службы коробки автомат возможно только при условии соблюдения целого ряда условий, а также своевременной замены трансмиссионного масла и качественного обслуживания АКПП.

В противном случае автоматическая коробка передач может выйти из строя немногим позже окончания гарантии на новый автомобиль. Далее мы рассмотрим, когда менять масло в АКПП, какой объем масла в коробке передач данного типа, а также  как поменять масло в коробке автомат.

Замена масла в АКПП: когда менять

Начнем с того, что все автоматические трансмиссии менее надежны, чем МКПП. На практике, «автоматы», как и любой другой агрегат, имеют ресурс, заложенный производителем. При этом заявленный срок службы рассчитан в так называемых оптимальных (лабораторных) условиях.

Что касается реальной эксплуатации, в этом случае нагрузки на трансмиссию могут быть тяжелыми. Также АКПП отличаются повышенной чувствительностью к уровню, качеству и состоянию трансмиссионного масла.

  • Важно понимать, что жидкость ATF в коробке автомат является не просто смазкой, которая защищает детали от сухого трения. В АКПП масло является рабочим телом. В двух словах, передача крутящего момента в гидротрансформаторе от ДВС на КПП происходит через жидкость, при этом масло сильно разогревается.
Читайте также:  Масло в акпп jr710e /re7r01a,b

Также масло в коробке подается по специальным каналам гидроблока под давлением, благодаря чему происходит срабатывание исполнительных устройств и механизмов для включения/выключения нужных передач в автоматическом режиме. Становится понятно, что если уровень масла в автомате опускается ниже нормы или превышает допустимый показатель, коробка начинает работать некорректно, также значительно увеличивается износ деталей АКПП.

Еще в процессе эксплуатации трансмиссионная жидкость постепенно теряет свои свойства, накапливает в себе продукты механического износа агрегата, отложения и т.п. Следует отметить, что пакет химических присадок (моющих, антифрикционных, антиокислительных и т.п.) в составе масла постепенно срабатывается, что может приводить не только к потере свойств, но и к дополнительному загрязнению.  

Не трудно догадаться, что появление так называемых «необслуживаемых» АКПП является просто маркетинговым ходом, когда дилеры утверждают, что масло в АКПП залито на весь срок службы автомобиля. При этом сами крупные производители АКПП (Aisin, Jatco, ZF и другие) указывают, что коробку нужно обслуживать.

Как правило, если масло в автомате не менять, тогда данный агрегат вполне может выйти из строя как раз к тому времени, когда закончится гарантия на автомобиль. Если же владелец намерен увеличить срок службы и улучшить качество работы автоматической коробки, тогда трансмиссионную жидкость в автомате нужно менять в обязательном порядке. Теперь давайте разберемся, когда и как это нужно делать.

  • Итак, для среднестатистического автомобиля с АКПП замена масла должна проводиться каждые 50-60 тыс. км. Параллельно меняется и фильтр АКПП. Если же на машине стоит вариатор, специалисты рекомендуют менять масло в такой коробке каждые 40-50 тыс. км. пробега.

Для роботов с одним сцеплением (АМТ) масло можно менять, придерживаясь тех же интервалов, что и на «механике», то есть каждые 60-80 тыс. км. Однако если речь идет о преселективных коробках c двойным сцеплением (DSG, Powershift), в этом случае (хотя данные КПП и не имеют ГДТ), трансмиссионное масло нужно менять аналогично АКПП (каждые 50-60 тыс. км.), так как имеется риск загрязнения каналов мехатроника, клапанов и т.д.

Еще добавим, что если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (агрессивный стиль езды, активная езда по загруженному городу в режиме старт-стоп, передвижение преимущественно по грунтовым дорогам, перевоза тяжелых грузов, буксировка прицепа и т.п.), тогда указанные интервалы рекомендуется сократить как минимум на 30%.  

То же самое утверждение справедливо и в том случае, когда машина постоянно эксплуатируется в тяжелых климатических условиях (наружная температура низкая или высокая, от -20 до +35).

Также если автомобиль часто работает «на пределе» (продолжительная езда с высокой скоростью на максимальных оборотах и т.д., резкие разгоны и остановки), такие условия и режимы  относятся к тяжелым. 

Как заменить масло в коробке автомат: доступные способы

Следует отметить, что на состояние масла в АКПП также сильно влияет и способ его замены, который практикует тот или иной автовладелец. Дело в том, что масло в автомате можно поменять частично и полностью, причем делается это обычно тремя основными способами:

  • частичная замена (освежение) масла на 30% путем слива через пробку самотеком, после чего производится заправка того же объема, который был слит до этого;
  • замена масла путем максимально полного слива (снимается поддон АКПП). Через небольшой промежуток времени процедура повторяется (2-3 раза), также меняется или промывается фильтр АКПП. Результат – освежение масла на 80-90%.
  • аппаратная замена масла в АКПП методом вытеснения, когда старое масло выкачивается из коробки передач при помощи специальной установки, одновременно замещаясь свежим.

Вполне логично, что если изначально владелец каждые 20-25 тысяч освежал жидкость (при этом использовалась точно такая же ATF, как и  залитая в коробку изначально), тогда можно считать, что к 60 тысячам пробега полная замена не нужна, то есть можно продолжать обслуживать коробку таким же способом.

Если же масло не менялось до отметки около 60-70 тыс. км, тогда частичная замена не решает проблему. В этом случае нужно или полностью менять ATF, или же несколько раз проводить процедуру слива и последующей заправки свежим маслом, чтобы обновить рабочую жидкость.       

Обратите внимание, полная замена рекомендуется в том случае, когда по той или иной причине осуществляется переход с одной марки трансмиссионного масла на другую, тип залитой в агрегат жидкости неизвестен (например, приобретен б/у автомобиль) и т.д. Дело в том, что смешивать трансмиссионные масла без острой необходимости не только не рекомендуется, но и даже запрещено некоторыми производителями АКПП.

Более того, в некоторых случаях полностью менять тип масла можно только тогда, когда сначала была выполнена полная разборка КПП и гидротрансформатора (как правило, после ремонта коробки). Причина — смешивание разных типов масла может привести к поломкам коробки.

Еще специалисты по ремонту и обслуживанию коробок автомат часто утверждают, что для машин с пробегом метод вытеснения на аппарате может не подойти, так как часто после такой аппаратной замены изношенные автоматические коробки полностью выходят из строя.

По этой причине перед выбором того или иного способа замены АТФ нужно обязательно консультироваться с профильными специалистами, которые подберут оптимальный вариант, как поменять масло в коробке автомат с учетом состояния коробки, степени ее износа, возможных имеющихся неисправностей агрегата и т.д.      

Также перед заменой, особенно если все работы выполняются самостоятельно, нужно знать, сколько масла заливается в коробку передач. При частичной замене обычно достаточно 3-4 литров.

Метод вытеснения предполагает, что свежая жидкость будет вливаться, пока из агрегата не пойдет чистое масло. По этой причине будет неправильно ориентироваться исключительно на заправочный объем масла в коробке передач, который  обычно указан в мануале. На практике, при такой замене обычно требуется около 10-12 литров ATF.

Если же менять масло проливом, то есть освежать жидкость на 30% за несколько подходов, зачастую требуется около 8-9 литров трансмиссионного масла для гидромеханической автоматической коробки передач.   

Советы и рекомендации

В процессе эксплуатации машины с автоматом оптимально не только ориентироваться по пробегу, но и периодически контролировать состояние масла в АКПП самостоятельно.

При этом проверка масла в автоматической коробке, которая оборудована щупом АКПП, не является сложной процедурой. Достаточно извлечь щуп и капнуть маслом на чистый лист белой бумаги. Затем можно определить степень загрязненности масла по цвету.

  • Свежее масло имеет красноватый оттенок, чистое и прозрачное. Если масло в коробке также прозрачное, тогда его замена не требуется. При этом цвет масла может измениться, так как чем больше жидкость отработала, тем она темнее по сравнению со свежей ATF. Однако темная жидкость в соответствии с пробегом является нормой, главное, чтобы масло оставалось прозрачным.
  • Если же масло в коробке автомат мутное, через него не видно листа бумаги, это говорит о том, что жидкость уже загрязнена различными частицами. Это является основанием для его замены (в зависимости от степени загрязнения, можно выбрать как полную замену, так и частичную).
  • Если в масле стружка (мелкая металлическая пыль или видны крупные частицы), это обычно говорит о неисправностях и сильном износе АКПП. Дело в том, что стружку можно обнаружить даже в свежем и чистом масле после его недавней замены. Также в случае неисправностей автомата масло АКПП пахнет горелым (имеет характерный едкий запах гари).

В последнем случае (при появлении металлической стружки в масле) не следует пытаться решить проблему только заменой ATF в АКПП, так как коробка автомат нуждается в углубленной диагностике и, возможно, ремонте. Для начала нужно слить масло, снять поддон и осмотреть его на предмет скопления стружки и металлических частиц на магнитах и в других участках.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как подобрать масло в АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какое масло лить в коробку автомат, а также что нужно учитывать при выборе смазочных материалов и трансмиссионных жидкостей.

Если коробка работает нормально (нет рывков, пинков, пробуксовок), в поддоне чисто или на магнитах скопилось только небольшое количество металлической пыли, тогда это говорит о том, что АКПП изнашивается, однако износ не критический. 

Если же стружки на магнитах много, в поддоне много грязи, видны более крупные частицы металла или даже обломки, это указывает на серьезные повреждения и разрушение деталей АКПП. Даже если коробка еще работает относительно нормально, через небольшой промежуток времени агрегату потребуется ремонт.

Подведем итоги

Как видно, регулярные проверки состояния ATF позволяют своевременно определить необходимость замены трансмиссионной жидкости. Сама замена масла в АКПП также является важнейшим условием, от которого напрямую зависит общий срок службы и корректная работа трансмиссии.

При этом важно не только знать, когда менять масло в автомате, но и как это сделать. Другими словами, нужно подобрать наилучший способ замены из тех, о которых говорилось выше. Напоследок отметим, что перед заменой также нужно определиться, какое масло заливать в АКПП. На практике, нужно избегать смешивания масел, а также лить только такое масло, которое рекомендует сам производитель автомобиля или коробки.

Если же используются аналоги вместо оригинального масла АКПП,  нужно подбирать только качественные заменители с учетом всех требований, допусков и рекомендаций производителя автоматической коробки передач.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector